ПН - ПТ : 09:00 - 18:00
04 августа, 2025

«Ваша карта заблокирована»: опасный звонок «из банка»

«Здравствуйте, на вашем счёте зафиксирована подозрительная операция. Возможно, мошенники пытаются получить доступ к вашей карте. Чтобы обезопасить средства, пожалуйста, подтвердите ваши данные», - с такой фразы зачастую начинается целая схема с привлечением подставных лиц и якобы сотрудников правоохранительных органов. 

Расчет идет на то, что у пожилых людей пенсионная карта — единственный источник доходов. На это и рассчитывают мошенники – они предлагают «обезопасить» средства, продиктовать номер карты, код CVV, PIN-код, а также коды из SMS. Иногда просят установить на телефон программы удалённого доступа, чтобы «помочь перевести деньги на безопасный счёт». Главная цель — получить доступ к банковскому счёту и украсть средства.

Как защититься - расскажите эти правила вашим родственникам:

Помните! Банк никогда не запрашивает персональные данные и коды по телефону.

Не устанавливайте по чьей-либо просьбе посторонние приложения.

При сомнительном звонке — кладите трубку и перезванивайте в банк по официальному номеру.

Никогда не устанавливайте по телефону приложения, особенно «удалённого доступа» (Anydesk, TeamViewer и др.).

«Ваш родственник попал в беду»: игра на эмоциях и страхе

Мошенники часто используют эмоциональное давление. Они звонят пожилым людям, представляясь полицейскими или врачами, и сообщают, что их внук или сын попал в ДТП, арестован или находится в больнице. Чтобы «решить вопрос», просят срочно перевести деньги или передать наличные через курьера.

Смысл схемы — застать человека врасплох, напугать и лишить возможности спокойно подумать и перепроверить.

Как защититься:

Не предпринимайте никаких действий, пока не свяжетесь с родственниками напрямую.

Не передавайте деньги посторонним.

Сообщите о подобных звонках в полицию.

Лжесоцработники и «госвыплаты»: обман через доверие

Под видом работников пенсионного фонда, акимата или волонтёров мошенники обещают доплаты к пенсии, компенсации, субсидии и другие «положенные» выплаты. Чтобы получить деньги, человеку предлагают назвать номер банковской карты и коды из SMS, или даже подписать некий «бланк заявления». 

Часто такие «соцработники» ходят по квартирам и создают видимость официальности, используя бейджи и поддельные документы. Они могут предлагать различные «акции», «скидки», бесплатные услуги или наоборот, заявить о необходимости что-то обязательно сделать. Например, пройти медобследование, оплатить ремонт дома, коммуникаций или предоставить доступ к вашему личному кабинету в банках или eGov. 

Как защититься:

Помните: выплаты от государства оформляются только через ЦОН или eGov.kz.

Не доверяйте «государственным представителям» без удостоверения, и даже при его наличии перепроверяйте все их действия. Для этого можно позвонить по номеру 1414 или непосредственно в ту организацию, сотрудником которой представляются

Не сообщайте личные данные и коды никому, даже если человек выглядит внушительно.

Источник: https://fingramota.kz/ru/news/post/kak-pozhilym-lyudyam-ne-stat-zhertvoj-finansovyh-aferistov